08.04.2013
Цифровое эфирное телевидение буксует-считает главный редактор журнала «Телеспутник»
Тема внедрения цифрового ТВ продолжает будоражить
профессиональное телевизионное общество. Повсеместное внедрение этого типа
вещания может существенным образом повлиять на всю картину телевизионной
отрасли. В этом номере мы опубликовали мнения некоторых операторов платного ТВ
о том, как изменяется рынок и их бизнес после внедрения эфирной цифры. В целом
операторы оказались единодушны. Они не очень боятся этого, казалось бы,
серьезного конкурента. И понятно почему. Программа цифровизации очевидным
образом буксует.
Скорее всего, запуск первого мультиплекса с обязательными
каналами идет в регионах России по плану, так как на него выделены бюджетные
средства. Однако для того, чтобы эфирная цифра стала массовым явлением и начала
влиять на бизнес других операторов, запуска вещания первого мультиплекса явно
недостаточно. Потенциальные телезрители наверняка ждут запуска 2 и 3
мультиплекса, на которые бюджетных средств уже не выделено. Они должны быть
запущены за счет средств коммерческих компаний, прежде всего каналов,
претендующих на попадание в эти мультиплексы. Пока никаких сдвигов в этом
направлении незаметно. Почему-то никто не спешит вкладывать коммерческие деньги
в новые мультиплексы. Может быть, это связано со сменой правительства Минсвязи.
Сейчас новые госчиновники наконец –то заняли свои кресла. Пора бы им начать
действовать. Но и запуска дополнительных мультиплексов будет тоже недостаточно.
Население должно массово приобрести и подключить оборудование для приема
эфирной цифры. А этого не происходит в большинстве регионов, так как
абонентского оборудования нет в массовой продаже. И нет рекламных кампаний по
продвижению этой услуги. Производители и продавцы оборудования боятся
вкладывать средства в производство и создание товарных запасов крупных партий
оборудования. И рекламные кампании все боятся проводить, так как до сих пор нет
определенности в технической политике программы цифровизации. Ни у кого до
конца нет уверенности в том каким техническим требованиям должно удовлетворять
приемное оборудование.
Во время подготовки этой статьи я изучил сайты крупнейших
торговых сетей, продающих бытовую электронику, на предмет наличия в продаже в
Москве и Петербурге ресиверов цифрового эфирного ТВ. В сети «М-Видео» такой
позиции нет вообще. В сетях «Эльдорадо» и MediaMarkt в отдельных магазинах такой
товар присутствует. Но присутствует он, довольно забавным образом, в разделе
оборудование для спутникового ТВ. Эти крупнейшие сети не сочли необходимым
выделить данный товар в отдельную категорию. Причем, судя по информации на
сайтах, в некоторых магазинах на полках лежат ресиверы стандарта DVB-T, которые заведомо не будут работать в
связи с принятием стандарта DVB-T2.
Реклама операторов спутникового и кабельного ТВ и их дилеров
обрушивается на население при помощи всех медианосителей. Она повсеместно
приветствует на ТВ, радио, в прессе, на наружной рекламе и в интернете. Эфирную
цифру рекламировать, продвигать и продавать все откровенно опасаются. Вдруг
наши новые чиновники утвердят какую-нибудь очередную техническую инновацию типа
перехода с DVB-T на DVB-T2? Может быть бурно обсуждаемые системы
адресного управления и оповещения МЧС будут внедрены, а может, и не будут.
Совершенно запросто все проданное населению приемное оборудование разом может
перестать работать по причине изменения технических параметров вещания. И население понесет его сдавать туда, где его
приобрело. Я прекрасно понимаю людей, которые занимаются розницей и общаются с
конечным покупателем. В условиях неопределенности с технической политикой
никаких массовых продаж и подключений эфирной цифры не будет.
Мой прогноз развития в этой области следующий. В2013-2014
годах никаких серьезных изменений на рынке не произойдет. Операторы кабельного
и спутникового ТВ продолжат наращивать базу своих абонентов, не испытывая
серьезного конкурентного влияния со стороны цифрового эфира. Однако в 2015 году
решительные шаги по внедрению эфирной «цифры» неизбежны. Международные
организации по регулированию телекоммуникационного рынка разрешили отсрочить
выключение аналогового ТВ-вещания после 2015 года только самым экономически
отсталым странам третьего мира. Если россия не внедрит повсеместную цифру (не в
смысле запуска вещания, а в смысле подключения телезрителей) и не включит
аналог в эфире до конца 2015 года, тогда это будет означать, что ответственные
государственные чиновники расписались в своей некомпетентности. Этого они,
безусловно, не допустят и приложат все силы для подключения населения к
цифровому эфиру в 2015 году. Все технологические неопределенности будут сняты, и
розничные продажи будут простимулированы всеми имеющимися у государства
средствами. Вот тут-то операторам
кабельного и спутникового ТВ придется выдержать серьезную конкуренцию, в первую
очередь в низком ценовом сегменте. Эта конкуренция возникнет обязательно, что
бы они ни говорили нам сейчас.
Главный редактор журнала «Теле-спутник» Николай Орлов.
Статьи
|